Предыдущая тема
:: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
igor-pl Заслуженный писатель
Зарегистрирован: 09.09.2005 Сообщения: 1279 Откуда: Санкт-Петербург Возраст:59
|
Добавлено: 09 Сен 2005 18:11 Заголовок сообщения: "А почему змей?" |
|
|
Здравствуйте.
Помните из истории Ветхого Завета (Бытие 3 глава). Змей, олицетворяющий сатану, искушает Еву. Ева прельстившись вкушает, запретный плод, таким образом, совершив преступление заповеди, Ева нарушает Божью волю.
Хотел задать вопрос: "как вы считаете, почему Моисей, взял образ змея, который олицетворяет сатану в Эдемском саду, почему именно змея, а не ещё кого-нибудь из всего животного мира?
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
о. Сергий Савиных Писатель
Зарегистрирован: 22.04.2004 Сообщения: 372 Откуда: Швейцария Возраст:67
|
Добавлено: 09 Сен 2005 22:24 Заголовок сообщения: "Re: А почему змей?" |
|
|
igor-pl писал(а): | Здравствуйте.
Помните из истории Ветхого Завета (Бытие 3 глава). Змей, олицетворяющий сатану, искушает Еву. Ева прельстившись вкушает, запретный плод, таким образом, совершив преступление заповеди, Ева нарушает Божью волю.
Хотел задать вопрос: "как вы считаете, почему Моисей, взял образ змея, который олицетворяет сатану в Эдемском саду, почему именно змея, а не ещё кого-нибудь из всего животного мира? |
"Медный же змий хотя и повешен против угрызающих змиев, однако же не как образ Пострадавшего за нас, но как изображающий противное, и взирающих на него спасает не чрез уверенность, что он жив, но потому, что низложенный (чего и достоин был) сам умерщвлен и умерщвляет с собою подчинившиеся ему силы. И какое приличное ему от нас надгробие? Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа (1 Кор. 15, 55)? Ты низложен Крестом, умерщвлен Животодавцем, бездыханен, мертв, недвижим, бездействен, и хотя сохраняешь образ змия, но предан позору на высоте! " (св. Григорий Богослов, Слово 45 на Св. Пасху).
Хотя перевод сделан довольно архаическим языком, но думаю мысль св. Григория ясна: по его мнению медный змий не является прообразом Христа, как это можно нередко прочитать, но как раз наоборот - прообразом побежденного князя мира сего. _________________ Ваш,
еп. Сергий Савиных
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
священник Алексий Заслуженный писатель
Зарегистрирован: 11.12.2004 Сообщения: 1583 Откуда: Венеция Возраст:54
|
Добавлено: 10 Сен 2005 00:41 Заголовок сообщения: "Re: А почему змей?" |
|
|
igor-pl писал(а): | Здравствуйте.
Помните из истории Ветхого Завета (Бытие 3 глава). Змей, олицетворяющий сатану, искушает Еву. Ева прельстившись вкушает, запретный плод, таким образом, совершив преступление заповеди, Ева нарушает Божью волю.
Хотел задать вопрос: "как вы считаете, почему Моисей, взял образ змея, который олицетворяет сатану в Эдемском саду, почему именно змея, а не ещё кого-нибудь из всего животного мира? |
Вы спрашиваете о Моисее, как о бытописателе - то есть почему Моисей взял образ змеи, как бы сам придумал этот образ искусителя в Эдеме?
Или Вы спрашиваете о змее, который был был вознесен Моисеем в пустыне в момент мора?
На первый вопрос ответить можно было бы вкратце так: Бибилия это не литературное произведение, написанное от начала и до конца неким автором-человеком. Это книга божественная, выраженная посредством языка человека. таким образом литературные и ииндивидульные особенности личности могут сохраняться и отличать книги, написанные одним автором от других, но вдохновляются они одним и тем же Духом. Поэтому и называются боговдохновенными.
Поэтому слова Библии об искушении в раю нельзя понимать только аллегорически, хотя, несомненно, присутствует и аллегорическое толкование и не одно. В любом случае, Моисей ничего не "взял" - это есть "слово Божие".
Если Вы имеете в виду нападение змей в пустыне, то здесь очевидно, что Моисей взял змею, поскольку именно змеи поражали Изральитян, вознес ее на палку, прообразовавшую по Слову Спасителя древо крестное и сделал как бы "прививку" по внушению Божию - поражаемые от змей смотрели на змею же и исцелялись.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
igor-pl Заслуженный писатель
Зарегистрирован: 09.09.2005 Сообщения: 1279 Откуда: Санкт-Петербург Возраст:59
|
Добавлено: 10 Сен 2005 09:47 Заголовок сообщения: "Почему змей?" |
|
|
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Это третья глава книги Бытие. Здесь просматривается аллегория, например: змей говорит, змей ходит на ногах. Мне отвечали уже это откровение Божье, и как Бог показал так Моисей и написал. Но так ли это или всё - таки Моисей написал сквозь призму своей культуры, того времени, общества в котором он воспитывался.
Он пишет, змей был хитрее всех полевых зверей? Почему именно змей?
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
о. Сергий Савиных Писатель
Зарегистрирован: 22.04.2004 Сообщения: 372 Откуда: Швейцария Возраст:67
|
Добавлено: 10 Сен 2005 11:45 |
|
|
igor-pl писал(а): | 1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Это третья глава книги Бытие. Здесь просматривается аллегория, например: змей говорит, змей ходит на ногах. Мне отвечали уже это откровение Божье, и как Бог показал так Моисей и написал. Но так ли это или всё - таки Моисей написал сквозь призму своей культуры, того времени, общества в котором он воспитывался.
Он пишет, змей был хитрее всех полевых зверей? Почему именно змей? |
Уважаемый Игорь,
нужно сказать прежде всего пару слов о том, кто записал Тору (т.е. Пятикнижие Моисея). С уверенностью можно утверждать, что Моисей Пятикнижие не писал. Анализ текста Ветхого Завета приводит к выводу, что самым древним записанным отрывком является т.н. Песнь Деборы (Деворы) из Книги Судей. Этот текст можно отнести к 12 веку до РХ. При этом, без сомнения, содержание Пятикнижия восходит к Моисею. На востоке всегда была очень развита устная традиция передачи Св. Предания. Даже и сейчас ортодоксальный иудей. Знающий наизусть Тору – не такая уж редкость. Предание заучивали наизусть, повторяя за учителем. Сейчас в Ишивах (иудейских религиозных школах) так Тору учат.
Для того, чтобы ответить на Ваш вопрос необходимо, как мне кажется, поговорить вначале о событии, которое радикально изменило весь тварный мир. Я имею в виду грехопадение. Ваш вопрос касается фрагмента этого принципиального события. Давайте попробуем идти от общего к частному.
Рассказ о нахождении первочеловечества в раю и о его грехопадении написан мифо-поэтическим стилем. В оригинале на иврите это совершенно явственно, но не совсем так в русском переводе. Это особый прием, которым можно рассказать о каких-то принципиальнейших, глубинных событиях. Миф - это не неправда, но отражение не столько самих действий (как в газетных новостях), сколько внутренней сути, которая за событиями стоит.
Итак, человек получил образ Божий, который ПРИНЦИПИАЛЬНО отличает его от ВСЕГО остального творения, т.е. он получил свободу выбора, творческое начало, свободу воли и т.д.
Человек был призван к сотрудничеству (к синергии) с Богом. Рай - начаток совершенного мира, который человек был призван расширять до пределов вселенной. Помните, что ему было поручено Богом "возделывать и хранить райский сад". Хранить - не допускать его качественного ухудшения. Возделывать - расширять до пределов вселенной. И еще: Адам дал наименования всем живым существам. Это ведь не просто как-то назвать. Адам, видя внутреннюю сущность каждой твари, ее предназначение в общей структуре всего творения - называл ее соответственно, т.е. тем самым, досотворял тварь, доводил до полноты. Мы с момента грегопадения этот дар видения внутренней сути твари почти потеряли, но все же не совсем.
Например, никто не назовет своего ротвейлера "Жучкой", ибо это имя НЕ СООТВЕТСТВУЕТ СУТИ РОТВЕЙЛЕРА. Никто также не оставит свое домашнее животное без имени, ибо это будет неполнота.
Или другой пример: когда врач определяет, как ему победить болезнь у больного, то ему нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО поставить правильный диагноз, т.е. дать болезни ПРАВИЛЬНОЕ ИМЯ. Если врач даст НЕПРАВИЛЬНОЕ имя болезни и будет не те лекарства пациенту выписывать - то может это плохо кончится.
Итак, человек, видя внутреннюю суть (гармонию) всего творения и отдельных тварей, понимая предназначение каждой твари в общей структуре творения, без сомнения мог общаться с животными. По всей видимости К. Льюис, наделив животных способностью говорить(см. его Хроники Нарнии) был не так уж неправ. Каким способом человек общался с животными – сказать сейчас трудно…
Итак, в центре рая было дерево жизни. Источник жизни - Бог, т.е. весь рай был ориентирован на Бога, как Центр. Человек, имеющий Его образ, мог непосредственно ориентироваться на Бога и должен был за собой вести духовно весь мир. Т.е. в некотором смысле человек - бог (с маленькой буквы) для мира, который на него сориентирован.
Бог ничего греховного, дурного не создал и дерево познания добра и зла - нужно, как дар различения того, что хорошо, а что еще лучше. "Добро и зло" - это уже язык отпавшего от Бога человечества. В раю никакого зла быть не могло, поскольку зло - есть отпадение от источника Любви и Жизни, т.е от Бога. Дар различения нужен был человечеству для творческого преобразования вселенной в рай. (На всякий случай замечу, что я не свои фантазии здесь описываю, но пересказываю то, что говорил св. Григорий Нисский 4-го века н.э.)Но этот дар был еще для человечества преждевременен, человечеству еще было его духовно не понести. Поэтому Бог и сказал, что съев - смертью умрешь, т.е. отпадешь от Меня, как Источника Жизни, возгордившись от получения этого дара.
В этом и был первородный грех - взятие по своей воле того дара, который ЕЩЕ человек понести не мог!
Вы спрашиваете: «почему именно змей?» А почему нет? Еще интересно заметить, что понимание сатаны в иудейской традиции отличается от того, что наиболее распространено в христианстве. Я имею в виду следующее: чаще всего под сатаной понимается падший ангел, который возгордившись отошел от Бога, захотев сам стать как Бог. В иудейской традиции нет подобного понимания. Там сатана – сотворенный Богом ангел для испытания свободной воли человека.
Почитайте начало книги Иова:
«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, -- благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.» (Иов 1, 6-12)
Я постарался кратко собрать картину грехопадения. Если у Вас еще есть вопросыв по этому поводу – пишите. _________________ Ваш,
еп. Сергий Савиных
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Juliette Почетный писатель
Зарегистрирован: 04.04.2002 Сообщения: 5116 Откуда: Lido di Venezia-San Pietroburgo Возраст:47
|
Добавлено: 10 Сен 2005 12:41 |
|
|
Батюшка, как доходчиво и правильно вы говорите! Спасибо
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
священник Алексий Заслуженный писатель
Зарегистрирован: 11.12.2004 Сообщения: 1583 Откуда: Венеция Возраст:54
|
Добавлено: 10 Сен 2005 13:30 Заголовок сообщения: "Re: Почему змей?" |
|
|
igor-pl писал(а): | 1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Это третья глава книги Бытие. Здесь просматривается аллегория, например: змей говорит, змей ходит на ногах. Мне отвечали уже это откровение Божье, и как Бог показал так Моисей и написал. Но так ли это или всё - таки Моисей написал сквозь призму своей культуры, того времени, общества в котором он воспитывался.
Он пишет, змей был хитрее всех полевых зверей? Почему именно змей? |
Значит, Вы спрашиваете именно о грехопадении.
Сначал важно отметить, что древнейшая традиция аллегорической библейской экзегезы прямо противоположна протестансткому критицизму, который в конечном счете сделал из Библии не слово Божие, а литературный памятник нескольких эпох. Аллегория есть именно благоговейное раскрытие таинственного смысла Писания, в то время как культурологичекий анализ часто рискует низвести Писание до уровня простой рукописи.
Во-первых, богодухновенность - это то, что отличает книги Священного Писания от всех других книг мира.
Богодухновенность (т. е. вдохновленность Богом) Священного Писания - это такое воздействие Духа Божьего на священного писателя, при котором, несмотря на личную, социально-историческую, национально-культурную его ограниченность, истина Божия передается без ущерба. Автор той или иной книги не может быть обычным грешником, но он - человек своего времени и ограничен естественным ходом истории. Поэтому текст Библии, особенно ВЗ, не является "телеграммой", адекватной неизреченным глаголам Божиим, а передачей абсолютности Откровения ограниченными средствами древнего писателя.
Понятие "богодухновенности" позволяет отгородиться от двух крайностей в восприятии Библии. Первая крайность присуща скорее материалистам; она, даже при уважительном отношении к библейской мудрости, видит в Книге лишь случайно свитый в единое целое сборник древнего фольклора и мифотворчества. Здесь начисто отвергается реальность Божественного источника откровения. Сторонники подобного взгляда могут достаточно хорошо знать текст Библии, но ее основной смысл оказывается для них недоступным. Другая крайность, которую разделяют фундаменталисткие движения, например секта "Свидетелей Иеговы", считают Библию написанной непосредственно Богом, как бы спущенной с небес в готовом виде. В одном из журналов секты "Свидетелей" приведена фотография директора и его машинистки, которая подписана так: " Подобно тому, как некий босс диктует приказ своей секретарше, и та, не задумываясь, печатает его слова, так и Бог Иегова продиктовал свое Слово пророкам, находившимся в состоянии транса". В этом случае, наоборот, нивелируется библейское представление о значимости и свободе воли человека.
Игорь, Вы не совсем правильно меня поняли, поэтому я должен процитировать и себя самого из первого поста:
Цитата: | таким образом литературные и ииндивидульные особенности личности могут сохраняться и отличать книги, написанные одним автором от других, но вдохновляются они одним и тем же Духом. |
Две поименованные крайности, конечно же, необходимо избегать.
В либеральной протестантской науке, воспринятой и нашими библеистами времен Первого Библейского Общества 19 века, к сожалению, как всегда на-ура установлся обычай критического подхода. Он, в принципе, допустим, но главное условие это глубокая вера и благоговейное отношение к Писанию, а потом уже знание богословское. Если библеист "препарирует" Писание как студент-медик лягушку, а церковной, подчеркиваю, церковной веры у него особой нет, то, конечно, Священное Писание превратится в лит.памятник, который, к тому же неизвестно кто и написал.
Протестанты, выбросив лозунг sola Scriptura - то есть, "только Писание" - ничего из отцов и традиции Церкви - сейчас сами же и остались без Писания, хотя и существуют у них институты по изучению библии и пр. Библия, т.о., познается молитвой - то ест духовным ведением.
Это как икона - ее пишут помолившись и попостившись прежде. А искусствоведы потом голову ломают, как это у них-неучей получались шедевры. А все просто, на самом деле, хотя и практически невероятно сложно.
Поэтому тот факт, что Бог говорил Моисею, не противоречит самой возможности наличия у Моисей образования, литературного вкуса и так далее. Моисей был весьма образованным человеком своей эпохи. Бог сам неисповедимо дает человеку разум и силы, чтобы написать эти строки, а мы можем только возрастать духом, чтобы понять смысл этих слов.
Бог проклинает сатану, который явился в образе змея - это очевидно.
Образ змея и проклятия змея - это, конечно, символ проклятия гордыни - недаром тут же дается обетование о семени Жены: Он будет поражать змея в голову, а он будет жалить его в пяту. Конечно, не змей Господь давил, а сатану посрамил.
Ну а то, что змей хитрее всех - возможно, имелся в виду именно диавол, как самый хитрый, но поскольку речь шла именно о звере, то и сказано: хитрее всех зверей полевых, а не всея твари.
Но все-таки Писание надо полюбить как Слово самой дорогой тебе Личности, понять Ее тебе неизмеримы благодеяния, а потом уже с молитвой приступить к изучению писания. Тогда оно раскроется совсем по-другому и в голову не придет делать кощунственные допущения об авторстве или о датировке тех или иных книг.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
igor-pl Заслуженный писатель
Зарегистрирован: 09.09.2005 Сообщения: 1279 Откуда: Санкт-Петербург Возраст:59
|
Добавлено: 10 Сен 2005 15:17 |
|
|
священник Алексий,
К Библии отношусь серьёзно, к преданию тоже. Это всё тесно взаимосвязано неразрывно как муж с женой, то, что предание было устно передано из поколения в поколение я это знаю и потом записано, это я тоже знаю. Но мы все знаем книга Бытие это откровение Моисея.
Тут, я немного с другой стороны поразмышлял. Вот, если встать на место Моисея. Я например образованный человек, даже высокообразованный. воспитанный при дворце фараона. Получил Божье откровение, и должен донести это откровение до других людей. Что я могу применить. чтобы донести это откровение? Я могу вспомнить существующие аллегории или мифы, которые были крайне распространены в то время, например взять миф о змее. или о драконе. который олицетворяет какого то бога зла. или какие то ещё темные силы. И перенести этого героя в Эдемский сад. Люди того поколения. когда слышали эту историю, они понимали о чём идёт речь. Потому в их времена ходили мифы об этом злодее. Вот такое увидел. Поэтому я и задал вопрос такой. может кто слышал что за мифы об этих змеях ходили. тогда можно увидеть нечто большее чем просто мы видим сегодня, читая строки: "змей был самый хитрый.." В слове "хитрый" я например вижу лукавый, мудрый, и если подумать то, действительно это был не просто какой-то змей которого мы видим в зоопарке, а это змей сведущий о делах Божьих, о замыслах Творца и идущий соблазнить человека, позавидовший благоденствию человека, который является венцом творения, который благоденствовал в раю. Примерно так. Если я понятно выразил свою мысль. То может всё -таки найду ответ. Какие же мифы об этих драконах были или змеях, как угодно.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
igor-pl Заслуженный писатель
Зарегистрирован: 09.09.2005 Сообщения: 1279 Откуда: Санкт-Петербург Возраст:59
|
Добавлено: 10 Сен 2005 15:25 |
|
|
о. Сергий Савиных,
вы правильное сделали замечание, это было изначально устное предание, а потом записано, но всё же это относится к откровениям Моисея и поэтому, я само собой разумеется так написал.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
священник Алексий Заслуженный писатель
Зарегистрирован: 11.12.2004 Сообщения: 1583 Откуда: Венеция Возраст:54
|
Добавлено: 10 Сен 2005 15:51 |
|
|
igor-pl писал(а): | священник Алексий,
К Библии отношусь серьёзно, к преданию тоже. Это всё тесно взаимосвязано неразрывно как муж с женой, то, что предание было устно передано из поколения в поколение я это знаю и потом записано, это я тоже знаю. Но мы все знаем книга Бытие это откровение Моисея.
Тут, я немного с другой стороны поразмышлял. Вот, если встать на место Моисея. Я например образованный человек, даже высокообразованный. воспитанный при дворце фараона. Получил Божье откровение, и должен донести это откровение до других людей. Что я могу применить. чтобы донести это откровение? Я могу вспомнить существующие аллегории или мифы, которые были крайне распространены в то время, например взять миф о змее. или о драконе. который олицетворяет какого то бога зла. или какие то ещё темные силы. И перенести этого героя в Эдемский сад. Люди того поколения. когда слышали эту историю, они понимали о чём идёт речь. Потому в их времена ходили мифы об этом злодее. Вот такое увидел. Поэтому я и задал вопрос такой. может кто слышал что за мифы об этих змеях ходили. тогда можно увидеть нечто большее чем просто мы видим сегодня, читая строки: "змей был самый хитрый.." В слове "хитрый" я например вижу лукавый, мудрый, и если подумать то, действительно это был не просто какой-то змей которого мы видим в зоопарке, а это змей сведущий о делах Божьих, о замыслах Творца и идущий соблазнить человека, позавидовший благоденствию человека, который является венцом творения, который благоденствовал в раю. Примерно так. Если я понятно выразил свою мысль. То может всё -таки найду ответ. Какие же мифы об этих драконах были или змеях, как угодно. |
Возможно, змей выписан таким, потому что о нем была у людей такая "слава", а может быть, такая слава у людей о змее была именно потому, что когда-то он был "всех хитрее".
Это уже экзегетические тонкости и всегда, неизбежно будут нашими предположениями.
Я раньше имел в виду, что с точки зрения нашего личного спасения эти вещи не очень важны, потому что вряд ли что-то улучшат у нас внутри. Ухудшить же могут - у меня масса примеров, когда люди окунаются в богословие не будучи еще укрепленными духовно - и через пару-тройку лет уходят из Церкви.
Есть и примеры великого дерзновения в толковании Писания и одновременно высокой духовной жизни - Ориген хоть бы.
Поэтому, наверное, Ваш взгляд тоже имеет право на существование. Я не библеист. Вообще все, пока не выходит из церковного поля и не навязывается как единственно правильное мнение, может быть принимаемо или, по кр.мере, терпимо в Церкви.
Опять же вопрос сгубо личный - вот Вы говорите: "на месте Моисея, услышав Откровение, я бы его изложил так-то и так-то". Если же я себя на момент поставлю на место св.прор.Моисея, то, конечно, довел бы Откровение максимально точно - так как и получил. А как он его получил? Не знаем. Но, конечно, если рассматривать Тору как блок устного народного религиозного творчества, то теряется и Моисей и его личный вклад в Библию.
С точки зрения критики как подойти к Синайскому законодательству? Как рассматривать скрижали Завета, которые написал Сам Бог? И на каком языке?
Несомненно, протестанты подвергнут критике и этот факт - но это уже прямые - прямее некуда - слова Священного Писания.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
о. Сергий Савиных Писатель
Зарегистрирован: 22.04.2004 Сообщения: 372 Откуда: Швейцария Возраст:67
|
Добавлено: 10 Сен 2005 16:07 |
|
|
Совершенно согласен с тем, что подход к Св. Писанию должен быть с благоговением и молитвой, ибо мы имеем дело не просто с каким-либо человеческим произведением, но с откровением Бога, данного через конкретных людей.
Однако, нельзя согласиться с тем, что текст Св. Писания не подлежит анализу. Сам Господь сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную» (Ин. 5. 39). Как возможно исследовать нечто не анализируя?
Для того, чтобы серьезно говорить о происхождении текста Св. Писания не достаточно лишь благоговейного к нему отношения. Нужно еще иметь и соответствующее богословское образование, т.е. не на уровне Епархиального Духовного Училища или Семинарии, но на уровне Духовной Академии.
Если кому-то интересно продолжить разговор о текстологии, то можно открыть для этого отдельный топик.
Ниже привожу отрывок из доклада архим. Ианнуария (Ивлиева), доцента С. Петербургской Духовной Академии «Библеистика в РПЦ в 20-м веке.»:
«Думаю, что всем достаточно хорошо понятны причины, по которым русским православным библеистам «приходилось» быть больше собирателями, коллекционерами чужих достижений и неудач, чем творцами и приумножателями. Исторически сложилось так, что научная библеистика слишком долгое время была уделом протестантского мира. Ее выводы и суждения, что присуще всякой науке, вступали в видимое противоречие с прежними научными, а тем более - с донаучными взглядами. При отсутствии научной школы и традиции, то есть при неумении различать между подлинной фундаментальной наукой и произвольными псевдонаучными суждениями, которыми столь богат 18-й и 19-й век, всякий критический подход к Священным текстам представлялся опасным и разрушительным для веры. Здесь вспоминаются слова Преосвященного Филарета (Гумилевского), Архиепископа Черниговского: «Поверхностное знание отдаляет нас от религии, основательное - опять возвращает к ней».
Отсутствие научной школы, о которой писал проф. Глубоковский, приводило к исторически объяснимому страху перед наукой (в данном случае библеистикой) вообще. Над наукой и учеными начинала господствовать идеология, мнимо, хотя и искренне считавшая себя верой. Ну а к чему может вести господство идеологии над наукой, всем хорошо известно из давних примеров с астрономией или из недавних с генетикой или кибернетикой. Разумеется без столь трагических результатов, но давление идеологических установок в 19-м веке испытывали на себе многие исследователи Священного Писания начиная со св. Филарета, Митрополита Московского…»Весь доклад можно прочесть здесь: http://www.sinai.spb.ru/
Также цитату из исследования профессора РГГУ С. Тищенко «Кто написал. Тору?»:
«Но некоторые недалекие представители протестантского богословия, работающие не на науку, а на публику, решили иначе. Для них первичным источником божественного откровения является именно текст Священного Писания, отчего они столь усиленно занимались и занимаются поиском и определением единого истинного неповрежденного текста и канона, что, однако, закончилось у них полной неудачей. Исключительно в тексте, нередко относясь к нему по-талмудически, они ищут залог спасения. Но в действительности вопрос должен ставится и решаться по-другому…»
Полностью эту работу можно найти здесь: http://www.biblicalstudies.ru/OT/59.html
Она читается довольно сложно, но представляет собой весьма основательное исследование вопроса. _________________ Ваш,
еп. Сергий Савиных
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
igor-pl Заслуженный писатель
Зарегистрирован: 09.09.2005 Сообщения: 1279 Откуда: Санкт-Петербург Возраст:59
|
Добавлено: 10 Сен 2005 21:44 |
|
|
священник Алексий,
Конечно же вне всяких сомнений откровение Божье нужно передать в точности. и не зря мы читая обнаруживаем в текстах пророках вступление: "так говорит Господь..." Но, в то же время. если мы берём книгу откровения Иоанна, там масса образов, иоанн не знал как рассказать толком. то что он увидел и естественно он рассказывал, теми понятиями. которые были ему близки, например описание Иисуса Христа:
2 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников
13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:
14 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;
15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.
16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.
17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,
18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
Да здесь надо знать, что значило каждое слово в те времена когда жил Иоанн: глава Его волосы белы, как волна, как снег, очи Его как пламень огненный. ноги подобны халколивану.
Ну. вот если размышлять то можно увидеть. что Иоанн как бы и в растеряности.
а например Сетфан, говоря о Христе, вообще совершенно другое видит:
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Савл, который потом стал Апостолм Павлом, увидел совсем другое:
3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.
8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.
9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.
Когда эти люди получили откровение, каждый из них смог описать то. что увидел, но своим языком
Поэтому, читая книгу Бытие я увидел, что Моисей и то размышлял о полученном откровении о сотворении мира. ведь мы же читаем первую и вторую главу книги Бытия и видим две разные истории о сотворении мира. Моисей получил откровение и потом попытался донести до нас.
Он сделал это хорошо, история сотворения мира, хотя и написано в древних понятиях. актуальна и безупречна и сегодня. там мы видим основные мысли. Что Бог сотворил мир из ничего. Мир не существовал вечно. Существующий мир имеет начало. У этого мира есть Творец. Который сказал и стало, наверное, если бы сегодня писалась история сотворения мира, то она была бы значительней сложней, с учётом научных открытий. Да и то. если бы это откровение получил бы академик. Но, тогда Моисей написал именно так, Языком близким к тому времени. Поэтому размышляя об этом хитром змее, я в общем то и не увидел что в змее то хитрого, у нас на Руси хитрое животное это больше к лисице подходит. Ну, а в той культуре, в которой воспитывался Моисей, там вот змеи или драконы, они были мудрые наверное. Конечно это не влияет на спасение наше. Это вы правильно подметили. Но, иногда человек открывший библию. Может столкнуться вот с такими вещами и не понять что к чему, сразу отложить Библию в сторону. Хотя начинающему важно понять, что важно сосредоточить внимание на Христе. Тут я согласен полностью.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
священник Алексий Заслуженный писатель
Зарегистрирован: 11.12.2004 Сообщения: 1583 Откуда: Венеция Возраст:54
|
Добавлено: 10 Сен 2005 23:09 |
|
|
С ПРАЗДНИКОМ ВСЕХ. А НАС ЕЩЕ С ПРЕСТОЛЬНЫМ - УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ.
Знаете, тяжелее всего бывает общаться, когда собеседники точно знают, чего хотят, и вопросы бывают только риторическими фигурами в этих собеседованиях.
Поверьте, мне не приходилось сталкиваться с верующими церковными людьми, которые не могли бы разрешить загадки левиафана-там и тому подобное. Чтобы для них эта проблема играла главную роль, понимаете?
Более того, думаю, что верующий человек даже если не понмает что-то, уповает на силу Божию и просит: Господи, мне непонятно, если это важно для меня, для моего спасения, помоги мне, объясни, что это значит.
А можно понять, какие истрические и культурные предпосылки были для этого или для того явления, понять мотивацию этого или того человека (пророка, бытописателя или соборного фольклорного автора), но не решить для себя главного - быть со Христом.
Между приводимыми Вами теофаниями свв. Иоанна, Стефана и Павла я не вижу никакого различия, в том смысле, что непонятно, в чем они другу другу противоречат.
Относительно Откровения - уверен, Вы знаете - существовала большая полемика. По многим вопросам. Знаете, может быть, что на не читается за православным богослужением, поскольку заключает пророчества, которые еще не исполнились.
Поэтому, по моему, называть можно по-разному, но, главное, чтобы от этого всего была польза душе человека. Можно в современном переводе вместо змея, например, употребить, "еврей", который хитрее всех зверей полевых и вообще всех людей, и это будет очень многим понятнее с т.з. примитивного дискурсивно-логического понимания.
Проще как-то все же придерживаться текста 70-ти.
Вот Вы говоли, что для начинающих Христос-мол, а дальше уже можно и экзегезу - ну я толкую немного, не дословно воспроизвожу.
Так вот скажу, что всякое вот это культурологическое толкование - оно и есть только для новоначальных, которые смущаются практически любым словом. Для зрелого мужа во Христе все эти третьестепенные моменты не могут иметь значения, они попросту неинтересны.
Вот прп. Сергий пришел ко Христу, а его кто-то из какого-нибудь библейско-богсловского института ап.Андрея начал бы поправлять: да ты, отче, не особо в библии-то понимаешь. ВА вот ты знаешь, что такое Тора, или мидраш, или Септуагинта, например? Так чего ж ты тут на Маковце затеял - иди в семинарию учись.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
igor-pl Заслуженный писатель
Зарегистрирован: 09.09.2005 Сообщения: 1279 Откуда: Санкт-Петербург Возраст:59
|
Добавлено: 11 Сен 2005 11:06 |
|
|
священник Алексий,
Отче, Алексий с праздником.
Да вопрос на самом деле лёгкий, да он для начинающих. Здесь же на форуме есть начинающие, кому и это интересно.
Если рассматривать дальше писание мы видим удивительное пророчество, касающеся этого "змея":
4 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Когда я знакомился Библией, не задумывался, что здесь речь идёт о непорочном зачатии и распятии Иисуса Христа и Его воскресении, Его торжествующей победы над злом.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
о. Сергий Савиных Писатель
Зарегистрирован: 22.04.2004 Сообщения: 372 Откуда: Швейцария Возраст:67
|
Добавлено: 12 Сен 2005 12:59 |
|
|
Уважаемый Игорь,
Вы совершенно правы относительно Быт. 3, 15. Этот стих в святоотеческой традиции обычно называется Протоевангелием.
Однако, с Вашим мнением о том, что в Быт. 1 и Быт. 2 можно видеть две разные истории сотворения мира - согласиться не могу.
Дело в том, что Быт. 1 рассказывает о том, как был сотворен мир, а Быт. 2 рассказывает для чего, вернее для кого был сотворен мир.
Относительно пророчеств: пророку было зачастую открыто то, что невозможно выразить словами, поскольку наша речь есть словестное отражение нашей реальности - материальной. Поэтому не следует воспринимать пророчества, как аллегорию, пытаясь растолковать значение каждого слова пророка. Почитайте пророка Иезекиия, например гл. 10. Как пророк мучается, подбирая слова, для описания того, что ему было Богом открыто.
Если интересно - можем подробнее об этом поговорить. _________________ Ваш,
еп. Сергий Савиных
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
PAshaRome Матерый писатель
Зарегистрирован: 06.03.2002 Сообщения: 968 Откуда: Roma Возраст:54
|
Добавлено: 12 Сен 2005 13:18 |
|
|
священник Алексий писал(а): | Поэтому, по моему, называть можно по-разному, но, главное, чтобы от этого всего была польза душе человека. Можно в современном переводе вместо змея, например, употребить, "еврей", который хитрее всех зверей полевых и вообще всех людей, и это будет очень многим понятнее с т.з. примитивного дискурсивно-логического понимания. |
Наверное я схожу с ума.... Или мне показалось? _________________ ...В Старой Крепости его надо было через трубу брать...
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
igor-pl Заслуженный писатель
Зарегистрирован: 09.09.2005 Сообщения: 1279 Откуда: Санкт-Петербург Возраст:59
|
Добавлено: 12 Сен 2005 17:16 |
|
|
о. Сергий Савиных,
Да, вы правильно говорите, что нельзя пророчество воспринимать как аллегорию. это я понимаю. А говорю о том. что пророчество можно донести с помощью аллегории и вы сами дали хороший пример с пророком Изекиилем.
думаю эту тему я оставлю. она почему оказалась сложной не для этого форума.
а, вам всем спасибо.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
о. Сергий Савиных Писатель
Зарегистрирован: 22.04.2004 Сообщения: 372 Откуда: Швейцария Возраст:67
|
Добавлено: 13 Сен 2005 00:34 |
|
|
Уважаемый Игорь,
в том то и дело, что пророчества, например, Иезекииля ни в коем случае не следует воспринимать аллегорией.
Ведь аллегория - это "зашифрованный" текст, где каждое слово имеет свой определенный смысл. Нужно только иметь "ключ" для расшифровки. Если говорить об упомянутой мной 10-й главе книги Иезекииля, то здесь пророк ничего не пытается "зашифровать". Просто та реальность, которая ему открыта, не имееет аналогов в нашей земной материальной реальности и, соответственно, наш язык не имеет адекватных слов. Все эти колеса с глазами и пр. - пророк просто пытается найти в иврите хоть какие-то аналоги виденному им, но у него не очень это получается... _________________ Ваш,
еп. Сергий Савиных
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Irra Народный писатель
Зарегистрирован: 03.08.2004 Сообщения: 4575 Откуда: MILANO
|
Добавлено: 13 Сен 2005 01:31 |
|
|
Потому что змей гадкий (довольно-таки)... и ползучий! Идеально подходит на роль искусителя...
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
igor-pl Заслуженный писатель
Зарегистрирован: 09.09.2005 Сообщения: 1279 Откуда: Санкт-Петербург Возраст:59
|
Добавлено: 13 Сен 2005 06:51 |
|
|
о. Сергий Савиных,
Если Христос говорил языком притч, то почему вы возражаете. что пророки не могли использовать аллегорический язык. В 3 главе бытие разве это был натуральный змей? Разве это не алеггория? Что -то говорящий змеи мне не попадались. Вряд ли Христос поразил обычного змея, на Госгофском Кресте в голову, правда? Здесь Моисей взял образ змея олицетворяющего нечто злостное. и в те времена это было понятно, доступно. А для нас может и не совсем. Всё -таки мы в другое время живём в другой культуре.
а вы вообще признаёте аллегорическое толкование Библии. или вы воспринимаете всё буквально. То есть напримерпророк Исайя 66:
1 Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?
2 Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.
Вы действительно считаете что у Бога есть ноги?
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
Время загрузки страницы: 1 сек.
|