Главная Форум Галерея Правила Администрация Случайный линк Wikitalia  
От Администрации: Политические дискуссии, не связанные с Италией, перенесны в специальный раздел Мобильная версия форума
Russian Italy
 РегистрацияРегистрация 
  FAQFAQ    ПоискПоиск   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
что означает слово "опричник"?

Пользователей, посетивших тему за последние 24 часа: 0


Ответить на тему  Список форумов Russian Italy -> Обо всем
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Daria
Cuore selvaggio


Зарегистрирован: 28.03.2002
Сообщения: 25483
Откуда: Italia


Сообщение Добавлено: 02 Апр 2003 11:32   Заголовок сообщения: "что означает слово "опричник"?" Цитировать выделенный текст Ответить с цитатой

Мне по ходу моих вокальных занятий предстоит (форсе) разучивание арии Наташи из оперы Чайковского "Опричник".

Люди!!! Что такое (кто такой) ОПРИЧНИК? Question Что это означает?

Заранее сэнкс
_________________
Я не отрицаю ковид, я отрицаю ковидиотизм

P.S. Mi chiamo DARIA
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение   
Ziablichek
Почетный писатель


Зарегистрирован: 17.03.2002
Сообщения: 6243
Откуда: Москва-Рим-Ташкент
Возраст:44

Сообщение Добавлено: 02 Апр 2003 11:38    Цитировать выделенный текст Ответить с цитатой

Тот, кто стоял в рядах опричнины.
А последняя - это система чрезвычайных мер, осуществленная Иваном Грозным для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления самодержавия.
Это были специальные войска того времени.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора   
Daria
Cuore selvaggio


Зарегистрирован: 28.03.2002
Сообщения: 25483
Откуда: Italia


Сообщение Добавлено: 02 Апр 2003 11:40    Цитировать выделенный текст Ответить с цитатой

Спасибо!!! Very Happy

А я, знаете, что подумала? Что опричник - это пленник! Shocked Embarassed
_________________
Я не отрицаю ковид, я отрицаю ковидиотизм

P.S. Mi chiamo DARIA
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение   
Melissa
Заслуженный писатель


Зарегистрирован: 03.03.2002
Сообщения: 2653
Откуда: Милан


Сообщение Добавлено: 02 Апр 2003 11:45    Цитировать выделенный текст Ответить с цитатой

Это Иван Грозный замутил опричнину, дабы стать закону неподсудным, поскольку реальная власть была у бояр, тогда он якобы отрекся от престола, учередил опричнину (провозгласив себя опричным князем) и давай бояр резать втихую (будучи царем он этого делать не мог).
Его сторонники - опричники.
Закончилось тем, что массу народа перерезали, тогда бояре согласились на самодержавие.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number   
КсеняКсенина
Матерый писатель


Зарегистрирован: 17.02.2003
Сообщения: 532
Откуда: Rimini - Донецк
Возраст:49

Сообщение Добавлено: 02 Апр 2003 11:47    Цитировать выделенный текст Ответить с цитатой

Смотри здесь:
http://www.hronos.km.ru/libris/klyuch29.html
http://www.znanie-sila.ru/golden/issue_70.html
http://vlast.kovalchuk.ru/ivgroz/kostgroz.htm
http://rus-hist.nm.ru/chap20.htm
http://www.krugosvet.ru/articles/35/1003583/1003583a1.htm
http://www.screen.ru/Smirnov/0.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number   
Walter
Народный писатель


Зарегистрирован: 27.05.2002
Сообщения: 4155
Откуда: Mosca
Возраст:58

Сообщение Добавлено: 02 Апр 2003 11:48    Цитировать выделенный текст Ответить с цитатой

Насколько я помню отечественную историю, термин происходит от слова "опричь", что значит "кроме", и "опричниной" называли царский надел, который он пополнял за счет конфискации имущества казненных бояр. Опричники же - действительно личная гвардия царя, силами которой весь террор и осуществлялся. Не помню только, получали ли они свою долю в опричнине или нет. Отличались тем, что к седлам у них были приторочены собачьи головы (символизировавшие преданность царю) и метлы (символ выметания крамолы). В переносном смысле это слово часто употребляют как палач, жестокий, преданный повелителю служака.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number   
SandrassL
Заслуженный писатель


Зарегистрирован: 21.02.2003
Сообщения: 1662
Откуда: Москва-Рим
Возраст:39

Сообщение Добавлено: 02 Апр 2003 11:59    Цитировать выделенный текст Ответить с цитатой

Длилась с 1565 по 1572 год, после того, как куча народа полегла, Иван Грозный подумал...и решил запретить упоминать это слово кому бы то ни было
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение   
Melissa
Заслуженный писатель


Зарегистрирован: 03.03.2002
Сообщения: 2653
Откуда: Милан


Сообщение Добавлено: 02 Апр 2003 12:07    Цитировать выделенный текст Ответить с цитатой

Walter писал(а):
Не помню только, получали ли они свою долю в опричнине или нет.

Получали. То, что конфисковывали у убиенных и изгнанных. Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number   
Полина
Познавший истину


Зарегистрирован: 16.12.2002
Сообщения: 49113
Откуда: из далёка


Сообщение Добавлено: 02 Апр 2003 13:46    Цитировать выделенный текст Ответить с цитатой

Премьеры 224 сезона

Русские композиторы-классики оставили нам неисчерпаемое творческое наследие, в том числе и оперное. Примером тому может послужить замечательная опера П.Чайковского "ОПРИЧНИК", которая была создана между январем 1870 года и апрелем 1872 года, на либретто написанное композитором по одноименной трагедии И.Лажечникова. Опера была поставлена в Петербурге 12 апреля 1874 года под управлением Э.Направника. В этой опере Чайковского впервые воплотились лучшие черты его творчества, все то, за что мы его любим и ценим, что получило развитие в таких сочинениях композитора как оперы "Евгений Онегин" и "Иоланта", балет "Лебединое озеро", увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта".

4 мая 1875 года Большой театр осуществил постановку "ОПРИЧНИКА", которой дирижировал Э.Мертен. Последующие поставки были осуществлены 1880 году и в 1899 в Большом театре, последней постановкой дирижировал И.Альтани, режиссер - Р.Василевский, и впервые для этой оперы были сделаны оригинальные декорации по эскизам К.Вальца.

Исключительным событием в сценической жизни "ОПРИЧНИКА" было недолгое исполнение партии Князя Вязьминского Ф.Шаляпиным (1901 г.). А в 1904 году оперой дирижировал С.Рахманинов. Последнее представление "ОПРИЧНИКА" в Большом театре состоялось 27 декабря 1904 года.

В "ОПРИЧНИКЕ" с невероятной силой, как ни в одном другом произведении, раскрылся лирический дар Чайковского. С щедростью истинного героя, он рассыпает по музыкальной ткани оперы мелодические характеристики, которыми наделяет главных героев - Наталью, Морозову, ее сына Андрея. Мелодия раскрывает благородство, силу чувства и духа Натальи, мятежную противоречивую душу Андрея, гордую и гневную натуру Морозовой. В "ОПРИЧНИКЕ", как в любой опере Чайковского, нет людей равнодушных - все характеры яркие, страстные, энергичные, вовлеченные в события, с неожиданными поворотами действия.
Опера открывает много возможностей для разных сценических прочтений.

Спустя 95 лет опера Чайковского "ОПРИЧНИК" возвращается в репертуар Большого театра. Сегодняшняя постановка "ОПРИЧНИКА" звучит как лирическая опера, потому что сила ее, в первую очередь - именно в лирике. Есть в опере большие ансамбли, написанные композитором в подражание так называемой "большой опере", но, несмотря на их добротность, профессионализм, - не они главное достоинство оперы, они не вписываются в лирическую ее ткань, и не случайно уже при первых постановках купировались.

"ОПРИЧНИК" - очень русская опера. В ней легко прослеживаются традиции и влияние композиторов "Могучей кучки" и вместе с тем - это шаг вперед в освоении русского народного мелоса. Это уже подлинный Чайковский с его взаимопроникновением вокальных партий и оркестра, рождающих подлинный оперный симфонизм.

В массовых сценах широко использованы народные мелодии - в хорах, танцах. И здесь, в отборе этих мелодий, Чайковский отдает предпочтение лирике, поэзии.

Главная героиня нашего спектакля, его драматургический стержень - Наталья. Это один из лучших женских образов во всей русской оперной литературе. Наша постановка - о ее любви, преданности, духовной красоте и силе духа, о человеке, который открыто борется за свое счастье, за права на него. Право человека на счастье - одна из сквозных тем всего творчества Чайковского, и в "ОПРИЧНИКЕ" она получает воплощение во всей музыкальной драматургии оперы, в переплетении характеров, судеб, событий.

Участники постановки увлеченно и с большим интересом работали над спектаклем "ОПРИЧНИК". Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик М.Ф.Эрмлер, режиссеры-постановщики И.А. Молостова и Н.И. Кузнецов, художник-постановщик Ю.С.Устинов и художник по костюмам И.М.Акимова, балетмейстер-постановщик Ю.В.Папко, главный хормейстер С.М.Лыков.

В новой постановке ведущие партии исполнят: Князя Жемчужного - В.Ф. Кирнос, Н.Ф. Низиенко, В.И. Почапский; Натальи - М. Гаврилова, Е. Зеленская, М. Лапина; Мочана Митькова - П. Глубокий, М. Минцаев, А. Науменко, М. Гужов; Князя Вязьминского - В. Верестников, А. Тарасов; Андрея Морозова - Н. Васильев, В. Щербаков; Морозовой - Т. Ерастова, О. Терюшнова, И. Долженко; Басманова - А. Дурсенева, М. Шутова, Е. Головлева. "...Русские композиторы - классики оставили нам неисчерпаемое творческое наследие, в том числе - и оперное.

А мы - ленивы и нелюбопытны, и только этим можно объяснить тот факт, что замечательная опера Чайковского "Опричник" почти 95 лет отсутствовала в репертуаре Большого театра. Между тем, в "Опричнике", этой якобы ранней опере Чайковского, воплотились лучшие черты его творчества, все то, за что мы его любим и ценим, что получило развитие в таких сочинениях композитора, как оперы "Евгений Онегин", "Иоланта", балет "Лебединое озеро", увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта". В "Опричнике" с невероятной силой, я бы сказал, как ни в одном другом произведении, раскрылся мелодический и лирический дар Чайковского. С щедростью истинного гения он рассыпает по музыкальной ткани оперы мелодические характеристики, которыми наделяет главных героев - Наталью, Морозову, ее сына Андрея.

Мелодия раскрывает благородство, силу чувства и духа Натальи, мятежную противоречивую душу Андрея, гордую и гневную натуру Морозовой. В "Опричнике", как в любой опере Чайковского, нет людей равнодушных - все это характеры сильные, страстные, энергичные, вовлеченные в события с неожиданными поворотами действия. Опера открывает много возможностей для разных сценических прочтений. Достаточно сказать, что на поверхности лежит тема опричнины, ее пагубного влияния на судьбы и души людей, аналогии с нашим недалеким прошлым.

Но я бы хотел, чтобы "Опричник" прозвучал как лирическая опера. Потому что сила ее, в первую очередь - именно в лирике. Есть в опере большие ансамбли, написанные композитором в подражание так называемой "большой опере", но несмотря на их добротность, профессионализм, - не они главное достоинство оперы, они не вписываются в лирическую ее ткань, и не случайно уже при первых постановках купюровались.

Главная героиня нашего спектакля, его драматургический стержень - Наталья. Это один из лучших женских образов во всей русской оперной литературе. Наша постановка - о ее любви, преданности, духовной красоте и силе духа, о человеке, который открыто борется за свое счастье, за права на него. Право человека на счастье - одна из сквозных, стержневых тем всего творчества Чайковского, и в "Опричнике" она получает воплощение во всей его музыкальной драматургии, в переплетении характеров, судеб, событий.

"Опричник" - очень русская опера. В ней легко прослеживаются традиции и влияние композиторов "Могучей кучки" и, вместе с тем, - это шаг вперед в освоении русского народного мелоса, это уже подлинный Чайковский с его взаимопроникновением вокальных партий и оркестра, рождающих подлинный оперный симфонизм. В массовых сценах оперы широко использованы народные мелодии - в хорах, танцах. И здесь, в отборе этих мелодий. Чайковский отдает предпочтение лирике, поэзии. Участники постановки увлеченно и с большим интересом работали над спектаклем "Опричник". Нам хотелось вернуть слушателям эту прекрасную, незаслуженно забытую оперу выдающегося и любимого нами композитора..."

Марк Эрмлер
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик



"...Я рад новой встрече с Большим театром, с прекрасными мастерами, которые здесь трудятся. Задумывая оформление "Опричника", я рассчитывал именно на их талант и умение, уникальный опыт и золотые руки. Постановка "Опричника" стала для меня первым опытом работы с русской исторической оперой. Время действия спектакля связано с очень интересным пластом в отечественной истории, долгое время в силу разных обстоятельств находившимся в тени. Оформление целиком выдержано в стиле той эпохи, без параллелей и аналогий с современностью. И вместе с тем наши декорации в меру условны. То же самое относится и к костюмам, созданным Ириной Акимовой. Сразу было решено, что оформление спектакля будет только живописным. Это в традициях Большого театра, и художники мастерских великолепно справились с поставленной перед ними задачей. Мы шли от древнерусской живописи.

За основу сценографического решения была взята форма "Жития святых" (или, как их еще называют, "Хождения по мукам"), получившая отражение и в древнерусской литературе, и в иконописи. В те годы это был такой распространенный живописный рассказ о событиях. Мы постарались максимально выразительно использовать огромное пространство сцены Большого театра и в массовых сценах, и в камерных, чтобы дуэт главных героев не терялся в масштабах сцены, а наоборот, получал особое, пронзительное звучание. Надеемся, что оформление спектакля поможет зрителям это почувствовать..."

Юрий Устинов
Художник-постановщик
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение   
Daria
Cuore selvaggio


Зарегистрирован: 28.03.2002
Сообщения: 25483
Откуда: Italia


Сообщение Добавлено: 02 Апр 2003 13:51    Цитировать выделенный текст Ответить с цитатой

Полина, спасибо огромное! Very Happy
_________________
Я не отрицаю ковид, я отрицаю ковидиотизм

P.S. Mi chiamo DARIA
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение   
Полина
Познавший истину


Зарегистрирован: 16.12.2002
Сообщения: 49113
Откуда: из далёка


Сообщение Добавлено: 02 Апр 2003 14:03    Цитировать выделенный текст Ответить с цитатой

Чайковский взял сюжет из Лажечникова. (писатель известен большинству по Ледяному дому).
Либретто не смогла найти.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение   
Полина
Познавший истину


Зарегистрирован: 16.12.2002
Сообщения: 49113
Откуда: из далёка


Сообщение Добавлено: 02 Апр 2003 14:08    Цитировать выделенный текст Ответить с цитатой

Из драматических произведений Лажечникова наиболее
известна стихотворная трагедия "Опричник" (1843). Задержанная цензурой, она
увидела свет только в 1859 году и впоследствии послужила основой для
либретто одноименной оперы П.И.Чайковского
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение   
Полина
Познавший истину


Зарегистрирован: 16.12.2002
Сообщения: 49113
Откуда: из далёка


Сообщение Добавлено: 02 Апр 2003 14:27    Цитировать выделенный текст Ответить с цитатой

В оперном театре города Кальяри проходят дни российского искусства, в которых участвуют Геннадий Рождественский и Юрий Темирканов.

Премьерой оперы Петра Чайковского "Опричник" открывает свой сезон оперный театр города Кальяри /Сардиния/. Как заведено в итальянских театрах, спектакль идет на языке оригинала. Исполнители - артисты из России, за дирижерским пультом - знаменитый российский маэстро Геннадий Рождественский.
Как рассказал в пятницу РИА "Новости" режиссер театра Грахам Вик, вот уже четвертый год оперный театр Кальяри выбирает для открытия сезона редкие, мало известные оперы. "Опричник", безусловно, относится к таковым. Опера будет идти весь январь.

Впервые "Опричник" был поставлен 24 апреля 1874 года Мариинским театром. Либретто оперы написано по одноименному произведению Ивана Лажечникова, и, как понятно из названия, рассказывает о временах Ивана Грозного.

Заглавные партии спектакля исполняют Александра Дурзенова, Всеволод Гринев, Сергей Кунаев, Владимир Огновенко и др.




http://vgarchive.narod.ru/rusa.html
Ариозо Наташи
из оперы «Опричник» (П. Чайковский) Е. Д. Кругликова - якобы можно послушать

О чем заставил задуматься доклад профессора Анны Шварц

Эти заметки - не отчет о научной конференции, которая была проведена Русско-Американской исторической ассоциацией в июне этого года на факультете международных отношений СПбГУ. Подробно отчитаются о ней ее организаторы - она заслуживает того.

Профессор Городского Университета Нью-Йорка Анна Шварц посвятила свой доклад опере П.И.Чайковского "Опричник" как историческому источнику. Согласитесь, что такой подход к произведению искусства фактически не используется в наших исторических исследова ниях.

Анна Шварц показала, что интерес молодого композитора к эпохе Ивана Грозного не случаен. Его, как и М.Мусоргского, создававшего в эти же годы оперу "Борис Годунов", волнуют обострение отношений между властью и обществом, нравственные проблемы насилия и человечности и, наконец, отношение к народу как к истинному носителю духовной культуры - все это волновало общественную мысль 70-х годов прошлого века. Анна Шварц справилась с трудной задачей: показать историю создания оперы, оценить либретто, иска жения, внесенные цензурой, смысл полемики в печати, в частности, с Ц.Кюи о "музыкально-политической оценке" оперы. Историк как бы расширил поле своей науки, включив в нее и сферу искусствоведения.

Таким образом, Анна Шварц, анализируя произведение искусства, характеризует русское общество второй половины XIX в., его духовную жизнь, интересы, противоречия.

Этот доклад, интересный сам по себе, заставляет о многом задуматься. Историки, вполне обоснованно опираясь на документы, статистические данные и т.п., но отказываясь от анализа произведений художественного творчества как одного из источников, обедняют свои исследования. Такое отношение идет от чрезмерной материализации и политизации, что было особенно присуще советской исторической науке. Духовная жизнь отодвигалась на второй план, рассматривалась только как продукт социально-экономического развития. Никто не может отрицать, что искусство своими средствами - художественным образом, эмоционально - дает картину ярче, нагляднее, чем сухие строчки официальных документов. Эти источники должны дополнять друг друга.

Мы забываем опыт нашей отечественной науки. Блестящий пример анализа художественного произведения для исторической характеристики общества статья В.О.Ключевского "Недоросль" Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы.) В подзаголовке пря мо указывается, что произведение рассматривается с точки зрения историка. Увиденная художником действительность и интересует историка. Эта статья посвящена характеристике дворянского сословия, его эволюции в XVIII - начале XIX вв. В ней приведены и до кументы, но они как бы "подкрепляют" главный источник - художественно-обобщающий образ сословия.

Сейчас мы порою сетуем: "Какую Россию мы потеряли!" Восстановить историческую правду, действительно, нужно. Но при этом разве можно забывать, какую действительность и как отразили Л.Толстой, Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин. Разве их книги не дост оверный источник, показавший хроническое неблагополучие, глубокую неудовлетворенность людей, мучительное ожидание неизбежных перемен.

Пока все, что относится к искусству и шире - к области культуры, отброшено в конец учебников и сборников статей, как бы "на подверстку" к главному - политической истории. В центре внимания исторической науки - история государств, а главный герой - м онарх, император, президент, генсек и т.п. Но окидывая взглядом прошлое со всем его калейдоскопом царств, империй, княжеств, республик, мы видим, что государство, при всем его стремлении к абсолютизации своей власти, всего лишь один из элементов жизни человека как существа думающего и творческого.

Государства возникают и умирают, государи приходят и уходят, а человек пашет и строит, изобретает и мастерит, пишет книги и сочиняет песни, стремится наладить и украсить свой быт. И если мы говорим, что в центре нашего внимания человек, то и надо начи нать историческое исследование с него - его быта, нравов, обычаев, интересов, материального и духовного творчества. Нужно "очеловечить" историческую науку, отведя политической истории место главной творческой силы в развитии необъятного поля культуры.

При таком подходе все продукты материального и духовного творчества становятся необходимыми историческими источниками. И опять хочется обратиться к В.О.Ключевскому. Он писал, что собирает древнерусские рядные записи, "чтобы по ним восстановить историю древнерусского женского костюма, а по костюму составить историю древнерусской женщины, т.е. историю ее души, потому что у женщины нет другой истории. Мужскую историю (ищем по) забытым бумагам в пыльном архиве, а женскую - в кладовых изношенного платья".

Недавно издана книга замечательного исследователя русской культуры Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Он показывает повседневную жизнь людей - привычки и обычаи, манеру поведения и т.п. в их конкретных проявлениях - в детской комнате и на светско м балу, на поле сражения, за карточным столом и у дуэльного барьера. Все это, пишет он, долгое время оставалось в науке как бы "ничьей землей" между этнографией и официальной историей. Но - "без знания простой жизни, ее, казалось бы, "мелочей" нет пон имания истории".

Обо всем этом и побудила еще раз задуматься профессор Анна Шварц. А своим оригинальным и, в определенном смысле, смелым докладом наглядно продемонстрировала, как можно обогатить, "очеловечить", одухотворить историческое исследование.

В.Н.КОЗЛОВ, профессор, доктор исторических наук
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение   
Полина
Познавший истину


Зарегистрирован: 16.12.2002
Сообщения: 49113
Откуда: из далёка


Сообщение Добавлено: 02 Апр 2003 14:36    Цитировать выделенный текст Ответить с цитатой

Дарья, искала тебе материалы. Либретто так и не нашла, но нашла интересную для меня лично инфу (Первым издателем Опричника был мой прадедушка). Так что спасибо.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение   
Показать сообщения:   
Ответить на тему    Список форумов Russian Italy -> Обо всем Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Время загрузки страницы: 0 сек.

Главная Форум Галерея Правила Администрация Случайный линк Wikitalia
Powered by phpBB / Updated and modded by romutis © 2002-2008 and by VD © 2008-2021